Как помочь малышу в адаптации
- Заранее познакомьтесь с режимом детского сада и максимально приблизьте к нему условия воспитания в семье.
- В период адаптации необходимо быть к малышу особо внимательными и чуткими, но без излишнего заласкивания.
- «Пустяковая» проблема несамостоятельности может стать едва ли не главной причиной трудной адаптации детей к детскому саду. Удобная одежда без маленьких пуговиц и застежек на спине, обувь на липучках - помогут с ней справиться.
- Для того, чтобы помочь малышу преодолеть коммуникативный барьер, целесообразно заранее выучить имя и отчество воспитателя и, придя в сад, представить кроху и воспитателя друг другу.
- Важно заранее постараться научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей, подождать, пока другой ребенок поиграет и т.п.). При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить малыша. Дайте время малышу спокойно все осмотреть, покажите, где он будет спать, раздеваться, кушать, играть.
- В первые дни не спешите сразу увести кроху домой. Побудьте с ребенком на участке детского сада, вместе посмотрите, как гуляют дети, чем занимаются, как общаются друг с другом и воспитателем.
- Впервые столкнувшись с необходимостью ложиться спать в незнакомом месте, в «чужую» кроватку, без мамы, ребенок, безусловно, испытывает стресс едва ли не более сильный, чем вообще сам факт расставания с мамой. Ведь дети относятся ко сну, как ко времени, когда они теряют контроль над окружающей действительностью. Поэтому не рекомендуется в первые 2-3 дня пребывания в детском саду оставлять ребенка на дневной сон. В дальнейшем не забудьте принести из дома «мамозаменителя».
- Не забывайте оказывать малышу эмоциональную поддержку и показывать значимость его нового статуса.
- Ежедневно расспрашивайте о жизни детского сада. Удивляйтесь, хвалите ребенка. Ваша беседа должна быть эмоционально ярко окрашена. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.
- Процесс адаптации ребенка к новой социальной ситуации строго индивидуален. Но обеспечить более безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями семьи и детского учреждения.
Что делать, если:
1. Ребенок начал ходить в детский сад.
- Установите тесный контакт с работниками д/с
- Приучайте ребенка к яслям постепенно
- Не оставляйте ребенка в яслях более чем на 8-10 часов
- Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
- Поддерживайте дома спокойную обстановку.
- Не перегружайте ребенка новой информацией.
- Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
2. Ребенок плачет при расставании с родителями.
- Рассказывайте ребенку, что ждет его в д/с.
- Приучайте ребенка к д/с постепенно.
- Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
- Попросите других членов семьи отводить ребенка в д/с.
- Дайте малышу с собой любимую игрушку или какой-то предмет.
- Принесите в группу свою фотографию.
- Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания.
- Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из яслей.
- После д/с погуляйте с малышом в парке, на детской площадке. Дайте возможность ребенку подвигаться, поиграть в подвижные игры.
- Демонстрируйте свою любовь и заботу.
- Будьте терпеливы.
3. Ребенок не соглашается идти в детский сад без соски.
- Создайте необходимость "борьбы" с этой привычкой.
- Продемонстрировать ребенку своё твердое решение.
- Найти предметы-заменители соски, напоминающие о семье.
4. Ребенок впадает в истерику.
- Не отменяйте немедленно своих решений.
- Не берите ребенка насильно на руки.
- Не старайтесь поднять ребенка с пола.
- Не оставляйте ребенка одного.
- Следите за своим эмоциональным состоянием.
- Переключите внимание ребенка.